В чем заключается суть реабилитации?
Под реабилитацией детей-инвалидов понимают систему мероприятий, цель которых — скорейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и их возвращение к активной жизни. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.
Медицинская реабилитация
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление либо компенсацию тех или иных нарушенных или утраченных функций, а также на замедление прогрессирования заболевания.
Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательством об охране здоровья и труда.
Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, поскольку ребенок-инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По сути, между периодом лечения больного ребенка и периодом его медицинской реабилитации или восстановительного лечения нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности. Мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания. Для этого применяются все виды необходимого лечения — хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и т. д.
Комплексный подход в реабилитации
Больной, получивший травму или увечье, ставший инвалидом, получает не только лечение: органы здравоохранения, социальной защиты, профессиональные союзы и органы образования принимают необходимые меры для восстановления его здоровья, осуществляют комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни и возможному облегчению его состояния.
Все другие формы реабилитации — психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая — проводятся наряду с медицинской.
Психологическая реабилитация
Психологическая форма реабилитации — это воздействие на психическую сферу больного ребенка, направленное на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.
Педагогическая реабилитация
Педагогическая реабилитация — это воспитательные мероприятия, направленные на то, чтобы больной овладел необходимыми умениями и навыками самообслуживания, получил школьное образование. Очень важно развить у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности, создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить его к доступным видам деятельности, создать уверенность в том, что полученные знания в той или иной области окажутся полезными в дальнейшем трудоустройстве.
Социально-экономическая реабилитация
Социально-экономическая реабилитация — это целый комплекс мероприятий, таких как обеспечение больного или инвалида жильем рядом с местом обучения, финансовое обеспечение больного и его семьи через выплаты, пенсии и т. д. Эти мероприятия направлены на поддержку уверенности в собственной значимости как полезного члена общества.
Профессиональная реабилитация подростков-инвалидов
Профессиональная реабилитация подростков-инвалидов предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, адаптацию рабочего места подростка-инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т. д.
Трудовая терапия
В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Длительное бездействие расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффект оказывает и длительная социальная изоляция ребенка.
Большую роль трудовая терапия играет при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата, предотвращая развитие стойких анкилозов (неподвижность суставов).
Особое значение трудовая терапия приобрела при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции больного ребенка от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.
Значение трудовой активизации для душевнобольных, сохранение их социальных контактов в ходе совместной деятельности настолько велико, что трудовая терапия как вид медицинской помощи раньше всех была использована в психиатрии. Кроме того, трудовая терапия позволяет приобрести определённую квалификацию.
Бытовая реабилитация
Бытовая реабилитация — это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски и т. д.).
Спортивная реабилитация
В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к ещё более слабым, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков самостоятельной жизни, быть достаточно свободным и независимым.
Роль социального работника в реабилитации
Социальный работник, который проводит реабилитационные мероприятия с ребенком, получившим инвалидность вследствие общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель — восстановление личного и социального статуса инвалида — и учитывать метод взаимодействия с ребенком, который предусматривает:
- апелляция к его личности;
- разносторонние усилия, направленные на разные сферы жизнедеятельности ребенка-инвалида и на изменение его отношения к себе и своему недугу;
- единство влияний биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.) факторов;
- определённую последовательность — переход от одного влияния и мероприятий к другим.
Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, которые помогают более оптимально приспособиться к окружающей среде.
При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, которые приводят в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а часто — проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы взаимно переплетаются на разных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.
При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, так как граница между профилактикой, лечением и реабилитацией достаточно условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предполагает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны, и ребенка и его окружения (в первую очередь семейного) — с другой стороны, качеств, которые помогают оптимальной адаптации ребенка к социальной среде. Лечение в данной ситуации — это процесс, больше влияющий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы направлена в будущее.
Этапы реабилитации
Задачи реабилитации, а также её формы и методы меняются в зависимости от этапа.
Если задачи первого этапа — восстановительного — профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задачи последующих этапов — адаптация индивидуума к жизни и труду, его бытовое и последующее трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этом разнообразны — от активного начального биологического лечения до «лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависят от тяжести заболевания или травмы, особенностей клинической симптоматики, особенностей личности больного и социальных условий.
Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация - это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребёнка, но и на его окружение, в первую очередь на его семью. В этом контексте важное значение для реабилитационной программы имеют групповая психотерапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой. Терапия как определённая форма вмешательства (интервенции) в интересах ребёнка может рассматриваться как метод лечения, воздействующий на психические и соматические функции организма; как метод воздействия, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.
В процессе реабилитации происходит смена ориентации — от медицинской модели (настрой на болезнь) к антропоцентрической (настрой на связь индивида с социальной средой). В соответствии с этими моделями и решается, кем и какими средствами, а также в рамках каких государственных учреждений и общественных структур должна осуществляться терапия.